+7 495 229-11-17Контактная информация
Наши ресурсы: disys.su, auto.disys.ru

Где взять профессионала?

XX век останется в истории человечества как век научно-технического прогресса. Развитие науки, техники и производства шло невероятными темпами. Не отставало и развитие человека — среднее, средне-специальное и высшее образование в Советском союзе стало доступным абсолютному большинству населения, не говоря уже о его качестве. Для продвижения вперед науки воспитывался ученый, для разработки и внедрения техники — инженер, а для ее использования — высокообразованный и квалифицированный рабочий.

После распада СССР внедрение новых технологий в наше производство сначала практически полностью прекратилось — все 90-е годы и начало «нулевых» страна жила за счет советских разработок и инерции — обучение же и воспитание квалифицированного рабочего вообще сошло на нет. Когда в начале 21 века потихоньку заговорили о восстановлении промышленного производства — и начали его восстанавливать — про рабочего забыли. Молодых людей готовили без учёта реальных кадровых потребностей, весьма приблизительным было ориентирование на рынок труда, выпускники колледжей и техникумов обычно работали не по специальности, отсутствовали у них и практический опыт, и реальное знание производства.

Какова же ситуация в современном профтехобразовании и какой специалист нужен для решения серьезных проблем нашей экономики и выхода на новый уровень промышленного производства? Как холодный душ, на нашу страну обрушились международные санкции, во весь рост встала проблема импортозамещения. Из-за снижения цен на нефть возникла необходимость срочно развивать обрабатывающую промышленность, сельскохозяйственное и пищевое машиностроение, серийно выпускать новые образцы военной техники.

Все последние годы продолжаются бесчисленные «стенания» о нехватке профессионалов в машиностроении, электронной промышленности, автосервисе да и везде, где существуют и используются сложные машины и механизмы, применяются контрольные и диагностические приборы. Бесконечные аварии на транспорте и промышленности говорят о том, что общий уровень подготовки рабочего и технического персонала уже давно перестал соответствовать современному уровню производства. Но вот что с этим делать?

Проблема на самом деле намного шире — современный человек образованием не развивается. Советское образование, когда ученик получал целостную картину мира и учился понимать причинно-следственные связи, заменено так называемой «Болонской системой», нацеленной на воспитание потребителя. Это давно уже открыто признано — западные школы и колледжи готовят «узких специалистов», подобных флюсу. Наша школа не отстает, а даже догоняет и обгоняет. А техника совершенствуется — и неизбежна констатация разрыва между техническим прогрессом и развитием человека. Тут гуманитарная проблема становится просто страшной — получается человек, не умеющий управлять собственными творениями, в том числе и несущими смерть.

В России последних десятилетий проблема заключается в том, что до недавних пор бытовало мнение, порой и на самом верху, что обрабатывающая промышленность нам не нужна, а все необходимое купим за нефтедоллары. И закрылись более 150 станкостроительных заводов, среди которых Ульяновский завод тяжелых и уникальных станков, Коломенский станкостроительный, Горьковский завод фрезерных станков, «Красный пролетарий» — всемирно известные предприятия! Ну ладно, средства производства не нужны. Но зачем закрывать Саратовский авиазавод, останавливать Ульяновский авиазавод, гробить НПО им. Кузнецова? Чтобы покупать «Боинги» и «Эйрбасы» и делать из американских комплектующих «Суперджет», способный садится только на центральные аэродромы? И таких примеров множество. В автомобильной промышленности чудом сохранились КАМАЗ, ГАЗ, Миасский «Урал», УАЗ и АвтоВАЗ, но потеряны ЗИЛ, АЗЛК, Ижавто. В тяжелом машиностроении медленно умирают такие флагманы, как Ижорский завод, Уралмаш. В тяжелом состоянии знаменитый Челябинский тракторный.

Если продолжать курс на закупку технологий и оборудования у наших западных «партнеров», заинтересованных продать товар «вчерашнего дня», то в перспективе нас ожидает деградация собственной научной и прикладной базы, а далее по украинскому сценарию. Не хотите? Тогда перед нами путь мобилизации промышленности для поддержания экономического суверенитета государства.

Отметим, что уровнем подготовки в профобразовании недовольны во всех странах мира. И это объективная ситуация — промышленность развивается очень быстрыми темпами и классическое профессиональное образование не в состоянии угнаться за ее запросами ни в Европе, ни в Америке. Весь вопрос в том, как быстро базовое профессиональное образование позволяет выпускнику адаптироваться к условиям современного производства и ожиданиям работодателя!

Современное производство изменилось кардинально — это мир автоматики и нового направления техники: мехатроники. Если раньше для управления станками и прессами необходимо было знать механику, то сейчас машины с множеством механических подвижных частей исчезают; функции передачи движений, усилий и позиционирования все больше переходят от электромеханических к компактным электропневматическим, гидравлическим и гибридным приводам. Управление автоматикой берут на себя промышленные контроллеры и компьютеры по сигналам от миниатюрных датчиков; электрические системы уступают место электронной, оптоволоконной и лазерной технике и т. п. Эти направления развития техники и определяют тот путь, которым предстоит идти профессиональному техническому образованию планеты в начале ХХI века.

Проще говоря, одной механикой и классическими дисциплинами современного «мастерового» не воспитаешь, а если не освоить требуемое — неминуемы как серьезное промышленное отставание, так и техногенные катастрофы. Если совсем просто, то рабочий завтрашнего дня — это специалист широкого профиля, владеющий основами программирования, разбирающийся в схемах машин, установок и линий, на которых он работает, умеющий определить и устранить неисправность, быстро осваивающий новую технику.

Что такое мехатроника? Это техническая система, в которой для осуществления движения в основном используются электрические, гидравлические и пневматические приводы — своего рода «мышцы» машин. Управление этими «мышцами» обеспечивают электронные системы управления на базе программируемых логических контроллеров (ПЛК) и/или микропроцессоров. Это электронный «мозг» машины. Роль «органов чувств» выполняют всевозможные датчики и бесконтактные путевые выключатели (БПВ).

Работающий на современном производстве рабочий должен не просто освоить навыки и знания в обращении с электронной техни¬кой управления с использованием компьютеров и микроконтроллеров; требуется не только владение электропневматикой, электрогидравликой и элек¬тромеханикой во всех их компонен¬тах — предприятия всё в большей степени нуждаются в специалистах-универсалах, пони¬мающих как электронную технику управления, электромеханику, так и гидропневмоавтоматику. Причем, речь идет не о знании тонкостей электрики или основ программирования на конкретной машине или станке — речь идет о понимании системного взаимовлияния элементов и их взаимодействий.

Вопрос чему учить — а именно этому. Автоматизация сегодня везде, но мы об этом даже не задумываемся! 220 Вольт 50 Гц в розетке обеспечиваются автоматическими регуляторами на электроподстанциях, горячая и холодная вода дома — автоматические установки теплоцентрали, отопление, канализация. Дверь в троллейбусе открыть — и то работает полуавтомат (т.к. кнопку нажимает водитель). А вызов абонента по телефону? А стиральная машина, работающая по программе? В этих примерах человек уже не участвует — полная автоматизация.

А ведь на производстве, как и в быту, принципы-то везде общие — апельсиновый сок и автомобильное масло получают разными способами, но и там и там на производстве жидкая среда перекачивается центробежными насосами, параметры течения измеряются однотипными датчиками, а конечный продукт одинаково разливается в емкости.

Какие сегодня существуют общепрофессиональные Дисциплины -ОПД? Черчение и Техническая механика, Сопромат и Детали машин, Материаловедение и ОБЖ, Электротехника и электроника, Охрана труда и Информатика, Компьютерная графика. Все эти дисциплины не меняются в учебных планах с 1939 г. А промышленность? Совершенно другая. Сплошная автоматизация, безлюдные технологии. Значит, и ОПД нужно подправить, добавив туда столь необходимые сегодня знания и навыки для работы с автоматизированной техникой. Например, основы автоматики. Поэтому учреждения профессионально-технического образова¬ния и, прежде всего, составители ФГОСов, уже сегодня должны ме¬нять привычные направления под¬готовки на новые, отвечающие ¬требованиям современного производства. И, прежде всего, нужно срочно скорректировать программы подготовки в инженерно-педагогических университетах и институтах. И именно там нужно в первую очередь создавать новейшие лаборатории, оснащенные соответствующей учебно-лабораторной техникой и методическими пособиями. Замечу, что все эти учебно-методические комплексы в РФ выпускаются уже более 15 лет и много дешевле западных аналогов. (Вот только пока они не пользуются популярностью, т. к. этих дисциплин нет во ФГОСах). А уж затем именно там проводить повышение квалификации преподавателей всех региональных технических СПО — и за несколько месяцев можно выправить перекосы в техническом профобразовании страны.

Таким образом, изменение образовательных программ с учетом требований современного производства сразу же приведет к качественному росту квалификации выпускников всех технических образовательных учреждений среднего профобразования, конечно же, при условии адекватной квалификации преподавателей. А вот здесь провал: нужно начинать готовить соответствующих преподавателей серьезно не менее 1−2х месяцев с отрывом от производства. Неумение руководителей Минобразования заглянуть в завтрашний день привело к тому, что готовить кадры по новому, перспективному направлению просто некому: в профильных вузах нет ни оборудования, ни программ подготовки.

Преподавателей надо обучать с нуля и гидро-пневмоприводам, и датчикам, и контроллерам, и мехатронике, и CAD/CAM системам, и работе на станках с ЧПУ!

Минобрнауки действует по принципу: — все хорошее только на Западе! И вот что мы видим: Министерство образования для подготовки сборных команд России по компетенциям WorldSkills International (WSI) выделяет сумму в размере 1 млрд. рублей на реализацию проекта по созданию 6 центров подготовки рабочих кадров (выпускники колледжей). Эти деньги планируется потратить на оснащение центров в надежде на последующую разработку новых образовательных программ обучения в колледжах, внедрения и развития практики создания кафедр и стажировочных площадок на базе предприятий или организаций (очень спорный вопрос), а также на подготовку и повышение квалификации преподавателей.

Помимо этого, часть денег планируется пустить на подготовку и участие студентов в региональных, межрегиональных, национальных и международных олимпиадах и конкурсах рабочих профессий, например в WorldSkills Russia (WSR) и WorldSkills International (WSI).

Для справки: worldskills — это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом. (цитата). Другая цель подобных соревнований — продвигать в России дорогостоящее оборудование определенных европейских компаний, при этом обязательным условием является использование западных технологий, инструмента, программного обеспечения. Вас это не настораживает?

Однако участие колледжей в этих соревнованиях является, с точки зрения министерства, решающим показателем эффективности профобучения. И вот на бюджетные средства закупаются западное оборудование, инструментарий, оснастка, идет обучение по западным программам. При этом отечественные технические разработки остаются не востребованными.

Но решение проблем совсем не там, где их ищет Минобрнауки — они, наверное, и не подозревают, что сами же и разрушили систему подготовки инженерно-педагогических кадров для технических образовательных учреждений СПО, где практически не осталось обученных по современным требованиям преподавателей. Вот проблема из проблем. Нам практически некому стало передавать новое оборудование при поставках в колледжи — нет квалифицированных преподавателей. А МОН собирается повышать их квалификацию… а там некому ее повышать. Если зарплата учителя в московской школе выросла до 60 тысяч, то у профессора в ВУЗе Москвы осталась на уровне 25−30 тысяч руб., а в регионе в СПО зарплата на уровне 8−15 тыс. руб. Вот так экономия бюджетных затрат на преподавателях аукнулась катастрофой в промышленности и отсталостью в науке. Может уже хватит экспериментов?

В МОН все 20 лет считали, что у нас все хорошо. И засуетились только в 2013 году после провала сборной команды РФ на WORLDSKILLS. Но вывод сделан примитивный — поедем в Германию учиться и купим все в Германии — в своем отечестве пророков нет. А то там еще мало кто побывал… Только за последних 4 года до 500 руководителей образовательных учреждений познакомились на местах с немецкой, французской, китайской и другими системами профобразования. И что? Теперь будем по другому ездить? Видимо, пора «в консерватории что-то менять" — как говорил классик!

А ведь нам есть что предложить! Успешно используются в учебных центрах крупнейших отечественных предприятий лаборатории и учебные классы, разработанные российскими учеными-практиками методического центра ЗАО «Дидактические системы» по направлениям: машиностроение и металлургия, электротехника и электроника, автоматизация, строительство и ЖКХ, автомобили и двигательные установки. То есть, то, о чем мы говорили ранее.

Это методики обучения, основанные на понимании студентом сути процессов, применены к реалиям нашей промышленности. Создатели обучающих систем прекрасно осознают, что молодой человек после обучения придет не в стерильный цех отлаженного производства, а в реальную жизнь, где каждый день придется решать сложные технические задачи. Русский мастеровой всегда ценился именно за способность принимать нестандартные решения. А в современном, быстро меняющемся мире, система обучения должна воспитывать не «идеального потребителя», а именно человека творческого, способного учиться и совершенствоваться.

я зарегистрирован на ѕортале ѕоставщиков