Урок технологии — на Детском Заводе!

Часть III

Методическое обеспечение — основа учебного процесса

Образовательный комплекс «Детский завод» - это совокупность учебных технических средств и методических материалов, обеспечивающих реализацию программы «Технология» в школе в виде единого комплексного учебно-производственного процесса, аналогичного процессу выпуска продукции предприятием.

Повторю фразу, с которой начиналась Часть II: «Наш завод хоть и Детский, но это — ЗАВОД!». То есть — отделы, участки, цеха, разнообразное учебное оборудование. Помимо этого, для каждого возраста — своя образовательная траектория.

Ясно, что единственной методичкой не обойдешься, нужен продуманный и структурированный методический комплекс. Мы постарались разработать и создать его таким, чтобы он в наибольшей степени отвечал потребностям всех участников учебного процесса.

В результате, Детский завод снабжен комплексом разнообразных пособий, имеющим детерминированную структуру, а каждое отдельное пособие — целевую направленность:

  • для учителей,
  • для учеников.

Предваряет комплекс пособий — «Базовое методическое пособие по Образовательному комплексу „Детский завод“. — Москва, 2019. — 34 с.»

Это краткий конспект, в максимально простой иллюстративной форме раскрывающий концепцию Детского Завода, его структуру, состав учебного оборудования. В данном пособии представлена завершенная технологическая траектория, дающая учащимся хронологическое представление о способах материального производства.

Материал носит описательный характер и преследует цель первичного ознакомления прежде всего учеников, а также учителей и всех интересующихся данной темой — с Образовательным комплексом «Детский завод» производства ЗАО «ДиСис».

Главными пособиями комплекса являются:

  • Методическое пособие по Образовательному комплексу «Детский завод» первого уровня. — Москва, 2020. — 134 с.: ил.
  • Методическое пособие по Образовательному комплексу «Детский завод» второго уровня. — Москва, 2020. — 206 с.: ил.

В них в одном месте сосредоточены все материалы, позволяющие пройти производственные траектории, соответственно, первого и второго уровней. Пособия специально созданы для преподавателей, имеет целью помочь учителю организовать правильную и последовательную работу учащихся на уроках технологии с использованием учебных технических средств Детского завода.

Ученики на уроках ориентированы на конкретную практическую работу, пользоваться пособиями большого объема им во время урока неудобно. Например, пособие второго уровня имеет более двух сотен страниц и более пятисот рисунков. Ясно, что ученикам нужны методические материалы другого вида.

Номерные пособия

Для удобства использования на школьных уроках, ЗАО «ДиСис» выпускает пронумерованную серию методические материалов для проведения занятий на каждом из видов учебного оборудования, по каждой технологической операции. Практически это означает, что эти «номерные» пособия становятся так называемыми «настольными пособиями для каждого ученика для каждого урока».

Полезно зафиксировать наглядную корреляцию всей серии номерных пособий «Детский завод» со структурнымим схемами Детского завода разных уровней (см. Часть II). Это удобнее всего представить в виде «дерева», основанием которого является полноформатное методическое пособие для учителя, стволом - Базовое Пособие, а ветвями — «номерные» методические пособия (№ 1 — № 9).

Ниже приведены короткие характеристики каждого «номерного» пособия.

Фразы, выделенные цветным жирным шрифтом являются ссылками на страницы сайта ЗАО «ДиСис» с информацией о соответствующем учебном оборудовании. Картинки справа также являются ссылками на эти страницы.

Методическое пособие № 1 «Основы черчения и эскизирования»

Используется для работы в конструкторско-технологическом отделе. Ученик учится эскизировать, чертить от руки, приобретает начальные навыки чтения чертежей.

Инструменты — карандаш, линейка, циркуль, штангенциркуль.

Результаты работ: создаются эскизы заготовки барашкового винта.

Методическое пособие № 2 «Основы компьютерной графики и практика 3d-моделирования»

В основном, используется для работы в конструкторско-технологическом отделе. Помимо этого, пособие необходимо для обеспечения технологических операций в производственном цехе. Используется одна из лучших отечественных САПР — ADEM.

Учебное оборудование: компьютер с предустановленным ПО.

Результаты работ: создаются чертежи и 3D-модели заготовок барашкового винта и литьевых моделей.

Методическое пособие № 3 «Проведение занятий на 3D-принтере MOOZ»

Используется для проведения работ в производственном цехе, на участке 3D-прототипирования.

Учебное оборудование: многофункциональный модульный станок DOBOT MOOZ с функциями 3D-принтера, фрезерного станка с ЧПУ и лазерного гравера с ЧПУ. Функции фрезерного станка и лазерного гравера мы не используем.

Результаты работ: изготавливается пластиковая литьевая модель головки барашкового винта.

Методическое пособие № 4 «Проведение занятий на литейном участке»

Используется для проведения работ в производственном цехе, на литейном участке.

Учебное оборудование: Литейные наборы производства ЗАО «ДиСис». Литейные операции производятся на шестиместном магазине.

Результаты работ: изготавливается заготовка барашкового винта для токарной операции.

Методическое пособие № 5 «Проведение занятий на интерактивном токарном станке с системой «ACTIVE VISION»

Используется для проведения работ в производственном цехе, на участке механообработки на интерактивных станках с системой «ACTIVE VISION».

Учебное оборудование: Интерактивный токарный станок с системой «ACTIVE VISION» производства ЗАО «ДиСис».

Результаты работ: изготавливается заготовка барашкового винта для фрезерной операции.

Методическое пособие № 6 «Проведение занятий на интерактивном фрезерном станке с системой «ACTIVE VISION»

Используется для проведения работ в производственном цехе, на участке механообработки на интерактивных станках с системой «ACTIVE VISION».

Учебное оборудование: Интерактивный фрезерной станок с системой «ACTIVE VISION» производства ЗАО «ДиСис».

Результаты работ: изготавливается барашковый винт.

Методическое пособие № 7 «Проведение занятий по технологии изготовления деталей на токарном станке с ЧПУ «ЮНИОР-Т»

Используется для проведения работ в производственном цехе, на участке механообработки на станках с ЧПУ.

Учебное оборудование: малогабаритный настольный токарный станок с ЧПУ «Юниор-Т» производства ЗАО «ДиСис». Интегрированная CAD/CAM/CAPP-система ADEM.

Результаты работ: изготавливается заготовка барашкового винта для фрезерной операции.

Методическое пособие № 8 «Проведение занятий по технологии изготовления деталей на фрезерном станке с ЧПУ «ЮНИОР-Ф»

Используется для проведения работ в производственном цехе, на участке механообработки на станках с ЧПУ.

Учебное оборудование: малогабаритный настольный фрезерный станок с ЧПУ «Юниор-Ф» производства ЗАО «ДиСис». Интегрированная CAD/CAM/CAPP-система ADEM.

Результаты работ: изготавливается барашковый винт.

Методическое пособие № 9 «Сборка мехатронного модуля»

Используется для проведения работ в сборочном цехе.

Учебное оборудование: комплект «Основы мехатроники» MT-SC-1 производства ЗАО «ДиСис», плюс изготовленные учениками детали.

Результаты работ: работающий мехатронный модуль.

Прекрасно понимая исходные возможности «целевой аудитории» и зная условия проведения уроков в школе, мы постарались все наши пособия сделать максимально самодостаточными для выполнения работ в Образовательном комплексе «Детский завод».

В пособиях приводится подробное пошаговое описание каждой производственной процедуры, рассчитанное на начинающего. Иными словами, мы не отсылаем пользователя к сторонним учебным материалам, а объясняем и иллюстрируем все сопутствующие технические особенности и тонкости непосредственно, «по ходу дела».

Таким образом, точно повторяя описанные действия, учащийся (под руководством преподавателя) последовательно выполняет производственные задачи, в минимальной степени отвлекаясь при этом на поиски сторонних инструкций (и получает «с нуля» в итоге собственной работы — законченное изделие). Кроме того, в ходе этой работы он приобретает необходимые знания и навыки.

Практика использования такого метода показала, что это в максимальной степени удобно и учителю, поскольку позволяет точно планировать учебные занятия.

Помимо собственно методических пособий не нужно забывать и о присутствующих в комплекте поставки других материалах (паспортах на учебное оборудование, руководствах, инструкциях по эксплуатации учебно-лабораторного оборудования), которые являются неотъемлемой частью Образовательного комплекса.

Кандидат технических наук

Маландин Геннадий Юрьевич