Современным студентам могу только посочувствовать

Портал konstruktor.net, от 29.07.2015

Отступление от строгой системы подготовки приводит к дальнейшей деградации инженерных кадров страны.

Несмотря на сложную ситуацию на российском рынке труда большинство квалифицированных инженеров и рабочих могут не опасаться сегодня за свое будущее. С одной стороны это свидетельствует о постоянном спросе на технические специальности, с другой — о недостатке квалифицированных специалистов. Выпускник МГТУ им. Н. Э. Баумана, директор по региональному развитию компании «Дидактические Системы» Владимир Алексеевич Федотов уже двадцать шесть лет работает на рынке профессиональной подготовки кадров и хорошо знает, почему российская система образования пробуксовывает.

Проблемы с техническими кадрами проявились уже пятнадцать лет назад. Создается впечатление, что отечественную инженерную школу просто «убивают» в угоду западным стандартам вместо того, чтобы подправить ее в соответствие с современным состоянием промышленности и ИТ-технологий. Например, вместо ручного расчета модуля зацепления зубчатой передачи — как это происходит в наших вузах уже более полувека — было бы лучше с помощью САПР провести исследование влияния этого модуля на силовые и геометрические параметры зацепления. Или вместо поголовного изучения законов течения жидкости в трубе — постигать принципы построения гидравлических и пневматических приводов. Пользы для отечественной инженерии было бы много больше.

Владимир Алексеевич, промышленность не первый год жалуется на падение качества подготовки выпускников вузов, нормативы ЕГЭ снижаются. Хорошо знакомый вам МГТУ им. Н. Э. Баумана вынужден был даже устраивать специальные занятия, чтобы подготовить первокурсников к учебе в вузе. Между тем правительству поручено в ближайшие годы увеличить число высококвалифицированных работников. Как решить эту задачу?

— Необходимо четко определить для чего и какие работники нужны. Такими данными никто сегодня не располагает. Наш опыт оснащения учебных центров показывает, что общая проблема — отсутствие рабочих и специалистов для наладки, ремонта и обслуживания автоматизированных мехатронных производств. Предприятия XXI века — это сплошная автоматизация, безлюдные технологии. Разработчики, наладчики, ремонтники должны знать все компоненты автоматики — и программируемые контроллеры («мозг» машины), и датчики («органы чувств»), и гидро-, пневмо- и электроприводы («мышцы» машины), и, главное, понимать их совместную работу, т. е. разбираться в мехатронике. Именно этого и нет в наших учебных программах профобразования! Как нет и соответствующих преподавателей. Только подготовленный специалист, при помощи специального современного учебно-лабораторного оборудования сможет передать нужные знания учащимся. У нас же сегодня в преподаватели идут люди, не нашедшие себе работу на предприятии — практически от безысходности. Отсюда и результаты.

Мехатроника — лучшее подтверждение тому, что активное развитие индустрии происходит сегодня на стыке технологий. Разделяете ли вы точку зрения, что специализация в инженерном образовании должна остаться, но мультидисциплинарная подготовка должна вестись в таком объеме, чтобы инженер-гидравлик мог разговаривать на одном языке с механиком и специалистом по средствам управления?

— Конечно, против этого никто не возражает. Но для реализации этой идеи сегодня не достаточно традиционных общепрофессиональных дисциплин: черчения, метрологии, материаловедения, электротехники, деталей машин … Сегодня обязательно нужно знать и приводы, и цифровые системы управления, и датчики.

— Конечно, против этого никто не возражает. Но для реализации этой идеи сегодня не достаточно традиционных общепрофессиональных дисциплин: черчения, метрологии, материаловедения, электротехники, деталей машин … Сегодня обязательно нужно знать и приводы, и цифровые системы управления, и датчики.

Мы выступаем за то, чтобы все эти направления техники вошли в программу общепрофессиональных дисциплины, обязательных для обучения независимо от профиля подготовки, например, как дисциплина «Основы мехатроники». У нас написаны программы, изданы учебные пособия, создано и поставляется в учебные заведения специальное учебно-лабораторное оборудование. Студенты осваивают все это играючи. Нет только преподавателей и политической воли у руководства Минобразования для исправления очевидных вещей.

Великобритания в чем-то повторяла до недавнего времени путь деиндустриализации. Сейчас они всполошились и считают, что для сохранения национального машиностроения на плаву, к 2022 году необходимо удвоить количество мест в технических вузах и колледжах, а также число школьников, сдающих физику на выпускных экзаменах. Плюс, необходимо пробуждать интерес к технике уже у 11 — 14-ти летних. Наше правительство тоже пытается увеличить популярность технических профессий. Предполагается проводить конкурсы профессионального мастерства и фестивали профориентации…

— В 2012 г. Россия вошла в движение WORLDSKILLS — всемирный конкурс профессионального мастерства по пятидесяти компетенциям. Это оказало самое положительное влияние на наше профессиональное образование. Проиграв в пух и прах первый для себя чемпионат мира, мы вдруг поняли, что за двадцать лет сильно отстали от мировых тенденций. Внимание руководства страны к этой сфере деятельности резко повысилось. Вот только выводы Минобразованием были сделаны слишком прямолинейные. Власти принялись покупать западные станки и материалы для соревнований, забывая о том, что прежде чем выходить на соревнования, надо бы серьезно пересмотреть всю систему подготовки. Мы проигрываем не потому, что у нас другой станок с ЧПУ, а потому, что нет системы в подготовке современных операторов и наладчиков.

Та же ситуация и с мехатроникой: для победы нужно знать не только пневматику и контроллеры, но и электротехнику, электромонтаж, датчики разных типов и принципа действия — то, что мы не изучаем в наших колледжах. Зато вновь открываемые региональные координационные центры заполняются дорогущим западным оборудованием. И это при наличии своего российского, но не имеющего допуск на основные соревнования, где по регламенту обосновались западные партнеры. Но ведь мы готовим ребят для своих производств, а не для соревнований!

Фонд Олега Дерипаски «Вольное Дело» выступил с интересным предложением — наряду с WORLDSKILLS RUSSIA проводить конкурс профессиональных проб среди школьников JUNIORSKILLS. В мае этого года состоялся первый чемпионат России пока по 11 компетенциям. И как же приятно было видеть за работой мальчишек от 10 до 17 лет. «Дидактическим Системам» была оказана честь выступить партнером в трех номинациях: «Токарные работы на станках с ЧПУ», «Фрезерные работы на станках с ЧПУ» и «Электромонтаж». Мы обеспечивали соревнования станками, стендами и материалами, готовили экспертов.

JUNIORSKILLS более значимы для страны, т.к. демонстрируют не готовых мастеров, а потенциал страны, будущую смену, причем работающую на специальном новом максимально безопасном и наглядном учебно-лабораторном оборудовании и по новым перспективным методикам.

Не обошлось, правда, без некоторых накладок. Немецкий партнер, поставляющий программное обеспечение (ПО) на соревнования взрослых, выразил протест против работы школьников на отечественном программном продукте. Руководство JUNIORSKILLS не нашло что возразить организаторам WSR, и за два часа до соревнований нашим школьникам пришлось переключиться на новое для себя ПО. Худо-бедно справились. Надеюсь, в дальнейшем вопрос будет решен в пользу российского программного обеспечения.

Те же англичане пытаются сегодня скопировать немецкие подходы к инженерному образованию. Студенты должны не только получать технические знания, но и вырабатывать коммерческую хватку, узнавать основы ведения бизнеса. Подобные программы существуют и в отдельных российских учебных центрах. Вы разделяете подобный подход?

— Отношусь отрицательно. Минобразования не имеет представления, что делать с профессиональным образованием, и шарахается из стороны в сторону. То ресурсные центры создаются, то центры аттестации качества образования, то многофункциональные центры профессиональной квалификации. При этом главное — содержание образования — они с себя снимают, перекладывая на промышленные профессиональные стандарты. А зачем тогда в стране такое количество НИИ развития образования? И региональные, и федеральные? Вопрос риторический…

Что касается бизнес-подготовки студентов, то, прежде всего, необходимо хорошо подготовить технического специалиста. А уже потом на краткосрочных курсах дать желающим нужные знания по бизнесу. Ведь им способна заниматься только пятая часть людей. И зачем тратить на это время остальных?

Как вы относитесь к немецкой дуальной системе образования, когда двадцать процентов времени учащиеся познают азы будущей профессии на производстве? Тут можно вспомнить и опыт МФТИ, когда профилирующие кафедры открывались при ведущих предприятиях страны, где студенты получали практические знания…

— Энтузиазма не испытываю. Во-первых, если правильно готовить студентов, то достаточно современного учебно-лабораторного оборудования и специальных технических тренажеров, плюс некоторой небольшой практики на производстве. Во-вторых, нахождение необученных студентов на предприятии мешает нормальным производственным процессам и отвлекает сотрудников от работы.

Вы активно лоббировали внесение в учебные программы технических университетов подготовку гидравликов, но сегодня число таких вузов вновь сокращается?

— Гидравлик — понятие широкое. Прежде всего, мы имели ввиду специалистов по разработке, эксплуатации и ремонту гидравлических и пневматических приводов. К сожалению, число выпускающих кафедр в этой сфере сокращается. Дошло до того, что в МГТУ им. Баумана кафедра гидромашин и гидропневмоавтоматики, вместо усиления данного направления, как одного из основных наиболее востребованных в промышленности, более не готовит инженеров. Она перешла на выпуск бакалавров, т. е. на подготовку работников для обслуживания и продажи в основном зарубежной техники.

Производственники жалуются, что для функционирования обрабатывающих центров приходится привлекать нескольких специалистов, в то время, как в Европе и программированием, и запуском, и обслуживанием станка способен заниматься всего один выпускник колледжа…

— Уверен, это преувеличение. По идее, каждый должен заниматься своим делом. Вряд ли программист сам смазывает ходовые винты и настраивает гидравлику станка. Другое дело, когда один электрик отвечает и за высоковольтное напряжение, и за низковольтную систему управления. У нас по стандарту образования это два разных специалиста, а у них один.

Что бы вы посоветовали современным студентам?

— Могу им только посочувствовать. Все большее отступление от строгой системы подготовки, выражающееся в устранении программ обязательных для изучения независимо от профиля подготовки, приводит к дальнейшей деградации инженерных кадров страны. Еще недавно мы и представить себе не могли, что инженеры не смогут читать чертежи, а уже сегодня в некоторых ведущих технических ВУЗах дисциплина «черчение» исчезла из обязательных программ подготовки. Далее на очереди, видимо, и метрология, и материаловедение, и электротехника, и т. д. Кто-то тихо, но неуклонно хочет превратить нашу державу в страну третьего мира, умеющую только потреблять, но не производить!