Решаем вопросы в сфере образования Армении

Дата публикации 17 февраля 2015

На днях в столичном отеле «Конгресс» состоялась встреча, посвященная проблемам в сфере профессионального образования Армении. В мероприятии, которое организовала ассоциация «Арменпак», приняли участие представители вузов, средних специальных учебных заведений, колледжей, бизнес-организаций работодателей и промышленников, госструктур и российского ЗАО «Дидактические Cистемы».

Как отметил президент ассоциации «Арменпак», доцент Национального политехнического университета Армении, к.т.н. Сурен Чибухчян, целью данной встречи является налаживание научно-технического сотрудничества армянских вузов и колледжей с ведущим российским разработчиком и производителем учебно-методических комплексов, учебно-лабораторного оборудования и тренажеров.

Сегодня связь системы образования, в частности, системы среднего специального образования, с рынком труда является слабым звеном в экономике Армении. В стране сложилась ситуация, когда бизнес испытывает дефицит не только в квалифицированных специалистах с высшим образованием. Особенно остро эта проблема касается кадров, имеющих рабочие специальности. Нарекания работодателей вызывают также слабые практические навыки выпускников средних учебных заведений, а также длительный адаптационный период при работе на самом производстве. В результате бизнес не получает необходимых ему кадров, и вакантные места годами остаются свободными, а молодые люди не могут найти работу. В настоящее время уровень безработицы среди молодежи составляет около 24%.

Несколько слов о структуре действующей в Армении системы среднего образования и обучения (СОО). По данным Министерства образования и науки, которые были озвучены в конце прошлого года во время 5-ой Национальной конференции по социальному партнерству в сфере профессионального образования, СОО включает 25 государственных ремесленных училищ, в которых обучаются около 8000 студентов (90% из них обучаются на бесплатной основе). Кроме того, в стране действуют 72 государственных колледжа, 68 из которых входят в систему Минобразования и науки. По программе среднего профессионального образования в государственных учебных заведениях обучаются около 26 000 студентов, 40% из которых -- на бесплатной основе.

Как отметил в своем выступлении С. Чибухчян, в рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума 2014 года Армения заняла 85-ое место, значительно уступая соседям по региону: Грузии (69), Турции (45), Азербайджану (38), Ирану (83). Одним из критериев при оценке глобальной конкурентоспособности является высшее образование и профессиональная подготовка. При этом по индексу уровня образования наша страна занимает 56-ое место, уступая в регионе только Грузии (33) и опережая Азербайджан (99), Турцию (121) и Иран (112), что, по мнению С. Чибухчяна, отражает имеющийся в стране потенциал для развития профобразования. При уровне безработицы в Армении в 17%, на возрастную группу от 20 до 34 лет приходится 34% от общего числа безработных. При этом 15% из этой группы имеет высшее образование и более 20% -- среднее специальное образование.

«В этих условиях получение выпускниками вузов и колледжей практических навыков работы с учетом требований работодателей приобретает чрезвычайную актуальность, и мы должны использовать все наши возможности для решения этой проблемы», -- подчеркнул С.Чибухчян. В ходе встречи состоялась презентация деятельности ЗАО «Дидактические системы», которую провел директор компании по региональному развитию, член-корреспондент Академии профессионального образования Р Ф Владимир Федотов. В 1989 году группой инженеров и ученых МВТУ им. Н. Баумана было организовано первое в СССР российско-австрийское совместное предприятие в области образования и поставок учебного оборудования, которое просуществовало семь лет, трансформировавшись затем в ЗАО «Дидактические Cистемы».

Сегодня эта компания является ведущим российским предприятием, разрабатывающим, производящим и поставляющим учебно-лабораторное оборудование и методические материалы для всех уровней профтехобразования. ЗАО «Дидактические Cистемы» осуществляет поставку классов-лабораторий «под ключ», занимается обучением специалистов и преподавателей учебных центров, а также переподготовкой персонала для промышленности.

В.Федотов особое внимание уделил мехатронике -- области науки и техники, посвященной созданию и эксплуатации машин и систем с компьютерным управлением движения и базирующейся на знаниях в области механики, электроники, микропроцессорной техники и информатики. В современном технологическом оборудовании мехатронные системы занимают преобладающие позиции. Ярким примером мехатронных систем являются станки с ЧПУ. Как отметил В. Федотов, специалист XXI века должен обладать соответствующими знаниями и навыками, чтобы уметь работать на подобных системах. Основной особенностью при обучении мехатронике является понимание связей и взаимовлияния различных элементов друг на друга.

Юлия Кулешова