Федеральный проект (ФП) ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ — новое направление в развитии СПО, практически заменившее сегодня движение Ворлдскиллс (WSR), которое имело далеко неоднозначную репутацию как среди промышленности, так и среди учебных заведений. И очень важно не повторять тех же ошибок, которые были допущены в ходе того проекта, когда акцент был сделан на оснащении мастерских промышленным оборудованием в ущерб оснащению классов и лабораторий учебным оборудованием и тренажерами,
Целью ФП ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ является разработка, апробация и внедрение новой образовательной технологии, предусматривающей интенсификацию образовательной деятельности на основе совершенствования практической подготовки на современном оборудовании с применением интегративных педагогических подходов. Много умных слов, а суть в сокращении сроков подготовки, которое является одной из основных целей ФП «Профессионалитет», с одновременным повышением качества подготовки.
Как же этого добиться?
Судя по первым реакциям на новый ФП ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ, совершенствование практической подготовки и интенсификацию многие, в том числе промышленники, видят исключительно в простом увеличении рабочих мест в мастерских образовательной организации, большем объеме практик на предприятиях работодателя и создании сертифицированных площадок для демоэкзаменов,
Вот несколько примеров:
• Профессии 15.01.25, 15.01.26, 15.01.27, 15.01.32, 15.01.33,
- без компьютера — просто как на обычном станке;
- с компьютером по чертежу на мониторе, но без реальной детали, экономя металл заготовки и режущий инструмент с использованием дополненной реальности, используя станок как тренажер;
- изготавливая на станке реальную деталь с помощью чертежа на мониторе.
При этом одним из требований к студенту должно быть самостоятельное изготовление чертежа в CAD-системе для загрузки в монитор станка, а значит, тем самым, освоение первого шага при переходе к станкам с ЧПУ. И тут мы стараемся помочь преподавателю, предлагая маломощные станки (до 2 кВт), в том числе со сменой инструмента. Управление станком осуществляется открытой системой ЧПУ (PCNC) без привязки к конкретной стойке. Ведь на первом этапе важно понять что такое G-коды (язык ЧПУ) и как они реализованы в CAM-системах.
Нужно отметить и то, что в основе программного обеспечения мы используем мощную современную отечественную промышленную систему CAD/CAM ADEM, внесенную в Реестр российских программ для ЭВМ и баз данных под номером 743, графическую часть которой (CAD) можно скачивать и использовать безвозмездно, а вот раздел CAM для учебных заведений стоит на порядок дешевле, чем для промышленности. И методически она достаточно подробно представлена в литературе. Но… купить-то недолго, а вот кто будет преподавать? Именно помощь в этом вопросе и предлагает наша компания — в течение 1−2 недель мы даем подготовку любому преподавателю, которого Вы пришлете на обучение. Чем не успех ФП ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ?
Еще пример — подготовка студентов по направлению СПО
Но не нужно думать, что эта специальность какая-то уж особенная — базовые знания, умение читать принципиальные схемы и умение проводить монтаж и наладку должны быть в арсенале любого современного технического специалиста — монтажника, ремонтника, наладчика, проектировщика, инженера, механика, в том числе по направлениям всей УГПС 15.00.00.
Эти же компетенции, только более глубокие, требуются и по специальности
По итогам многолетней работы с нами технические колледжи Чебоксар, Липецка, Холмска, Улан-Удэ, Альметьевска, Твери, Таганрога, Казани, Набережных челнов, Магнитогорска и др. стали лидерами СПО страны! Самый недавний пример реализации наших взглядов в ходе ФП ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ можно наблюдать в учебных лабораториях Череповецкого металлургического колледжа. Там реализован практически весь поименованный выше подход к оснащению именно учебных лабораторий. И надо видеть появившийся живой интерес к образованию в глазах учащихся, их поведении и разговорах. Нельзя не отметить и тот факт, что все эти достижения стали возможны только после ухода из страны иностранных партнеров Ворлдскиллс, целью которых была исключительно поставка промышленного оборудования в мастерские СПО в ущерб учебному процессу! Странно, что этого не видят в Министерстве просвещения и ИРПО, которые продолжают давать рекомендации по типу оборудования для сдачи демонстрационного экзамена, хотя согласно ст. 28 ФЗ 273 они не вправе вмешиваться в оснащение образовательных организаций и на чем сдавать демонстрационный экзамен решают колледж и якорные предприятия!
Таким образом, только опираясь на наш опыт и знания, Вы можете быть уверены, что обеспечите себе по-настоящему эффективный учебный процесс по выбранной специальности, а значит и успех в реализации ФП ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ.