Федеральный проект (ФП) ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ — новое направление в развитии СПО, практически заменившее сегодня движение Ворлдскиллс (WSR), которое имело далеко неоднозначную репутацию как среди промышленности, так и среди учебных заведений. И очень важно не повторять тех же ошибок, которые были допущены в ходе того проекта, когда акцент был сделан на оснащении мастерских промышленным оборудованием в ущерб оснащению классов и лабораторий учебным оборудованием и тренажерами, т. е. в ущерб собственно учебному процессу.

Целью ФП ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ является разработка, апробация и внедрение новой образовательной технологии, предусматривающей интенсификацию образовательной деятельности на основе совершенствования практической подготовки на современном оборудовании с применением интегративных педагогических подходов. Много умных слов, а суть в сокращении сроков подготовки, которое является одной из основных целей ФП «Профессионалитет», с одновременным повышением качества подготовки.

Как же этого добиться?

Судя по первым реакциям на новый ФП ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ, совершенствование практической подготовки и интенсификацию многие, в том числе промышленники, видят исключительно в простом увеличении рабочих мест в мастерских образовательной организации, большем объеме практик на предприятиях работодателя и создании сертифицированных площадок для демоэкзаменов, т. е. опять все тоже самое, что и в прошлом проекте. Но мало кто понимает, что качество подготовки студентов и основной резерв времени в кроется в совершенствсовании учебного процесса за счет современного специального учебного оборудования и использовании тренажеров, а также в соответствующей подготовке преподавателей и освоении ими современных методик передачи знаний и навыков! Вот чему и должен быть посвсещен ФП ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ. Наше предприятие как раз и решает эти задачи уже более 30 лет! Причем, мы предлагаем не просто оснащение, но и обучение преподавателей от 1 до 3 недель бесплатно с отрывом от производства для полноценного освоения его методических особенностей при использовании в учебном процессе! Именно этого и не хватает при реализации ФП ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ.

Вот несколько примеров:

• Профессии 15.01.25, 15.01.26, 15.01.27, 15.01.32, 15.01.33, 15.01.34 и т. п. Подготовка токарей и фрезеровщиков (в том числе с ЧПУ) — казалось бы, что может быть нового в учебном процессе? Сначала изучаем черчение, компьютерную графику, устройство станка, свойства обрабатываемых материалов, мерительный и режущий инструмент. А далее вставай к станку и работай! И где же здесь найти ускорение и качество? Оказывается, в России созданы учебные станки-тренажеры с дополненной реальностью, на которых и можно быстро, безопасно и эффективно пройти не только все предварительные стадии обучения, но и получить так необходимый первый опыт работы. Причем оборудование позволяет работать:

  1. без компьютера — просто как на обычном станке;
  2. с компьютером по чертежу на мониторе, но без реальной детали, экономя металл заготовки и режущий инструмент с использованием дополненной реальности, используя станок как тренажер;
  3. изготавливая на станке реальную деталь с помощью чертежа на мониторе.

При этом одним из требований к студенту должно быть самостоятельное изготовление чертежа в CAD-системе для загрузки в монитор станка, а значит, тем самым, освоение первого шага при переходе к станкам с ЧПУ. И тут мы стараемся помочь преподавателю, предлагая маломощные станки (до 2 кВт), в том числе со сменой инструмента. Управление станком осуществляется открытой системой ЧПУ (PCNC) без привязки к конкретной стойке. Ведь на первом этапе важно понять что такое G-коды (язык ЧПУ) и как они реализованы в CAM-системах.

Нужно отметить и то, что в основе программного обеспечения мы используем мощную современную отечественную промышленную систему CAD/CAM ADEM, внесенную в Реестр российских программ для ЭВМ и баз данных под номером 743, графическую часть которой (CAD) можно скачивать и использовать безвозмездно, а вот раздел CAM для учебных заведений стоит на порядок дешевле, чем для промышленности. И методически она достаточно подробно представлена в литературе. Но… купить-то недолго, а вот кто будет преподавать? Именно помощь в этом вопросе и предлагает наша компания — в течение 1−2 недель мы даем подготовку любому преподавателю, которого Вы пришлете на обучение. Чем не успех ФП ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ?

Еще пример — подготовка студентов по направлению СПО 15.02.03 Техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики. Чрезвычайно востребованная специальность на предприятиях, ведь приводы — это «мышцы машин» и они наряду с электроприводом везде — от строительно-дорожной техники и станочного оборудования до автоматических линий пищевой и медицинской промышленности, авиационной техники и стартового оборудования ракет. Но… колледжи за это направление практически не берутся. Причина — полное отсутствие преподавателей в стране. И подготовить их негде, разве что у нас. Понимая это, в ходе ФП ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ и нужно было бы обратить на это внимание! мы со своей стороны предлагаем не только специальное стендовое оборудование и обучение, но и полное методическое сопровождение — от подготовленных нами учебников и сборников задач до электронных плакатов и аппликационных и разрезных моделей, не говоря уже о видеоматериалах и специальных компьютерных программах.

Но не нужно думать, что эта специальность какая-то уж особенная — базовые знания, умение читать принципиальные схемы и умение проводить монтаж и наладку должны быть в арсенале любого современного технического специалиста — монтажника, ремонтника, наладчика, проектировщика, инженера, механика, в том числе по направлениям всей УГПС 15.00.00.

Эти же компетенции, только более глубокие, требуются и по специальности 15.02.10 — Мехатроника и мобильная робототехника. И здесь, наряду с 15.02.03 Техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики, мы помогаем колледжам поставить профильные учебные дисциплины, подготовив преподавателей и обеспечив их самым эффективным учебным оборудованием, тренажерами и методическими материалами, причем некоторого оборудования для обучения более нет ни у кого в мире! А у нас есть, т.к. это патент РФ № 2 673 312. Вот только беда — со времен WSR колледжи убеждены, что достаточно просто купить мехатронную станцию и далее натаскивать на ней студентов для сдачи демоэкзамена. Именно на это и указывает ИРПО. Это грубейшая ошибка — вместо этих станций нужно в колледже организовать 3−4 современных учебных лаборатории (контроллеры, датчики, приводы, электромонтаж), где студенты и смогут получать необходимые знания и уверенность в своих силах для работы на любом современном предприятии. И конечно же, и не только в ходе ФП ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ, по Вашему запросу мы подготовим полный проект для создания таких (и не только) лабораторий.

По итогам многолетней работы с нами технические колледжи Чебоксар, Липецка, Холмска, Улан-Удэ, Альметьевска, Твери, Таганрога, Казани, Набережных челнов, Магнитогорска и др. стали лидерами СПО страны! Самый недавний пример реализации наших взглядов в ходе ФП ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ можно наблюдать в учебных лабораториях Череповецкого металлургического колледжа. Там реализован практически весь поименованный выше подход к оснащению именно учебных лабораторий. И надо видеть появившийся живой интерес к образованию в глазах учащихся, их поведении и разговорах. Нельзя не отметить и тот факт, что все эти достижения стали возможны только после ухода из страны иностранных партнеров Ворлдскиллс, целью которых была исключительно поставка промышленного оборудования в мастерские СПО в ущерб учебному процессу! Странно, что этого не видят в Министерстве просвещения и ИРПО, которые продолжают давать рекомендации по типу оборудования для сдачи демонстрационного экзамена, хотя согласно ст. 28 ФЗ 273 они не вправе вмешиваться в оснащение образовательных организаций и на чем сдавать демонстрационный экзамен решают колледж и якорные предприятия!

Таким образом, только опираясь на наш опыт и знания, Вы можете быть уверены, что обеспечите себе по-настоящему эффективный учебный процесс по выбранной специальности, а значит и успех в реализации ФП ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ.