Оснащение учебного процесса — современный подход

Эта тема хорошо знакома всем руководителям образовательных организаций любого уровня. Ведь документ «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса» входит в обязательную программу ежегодной отчетности что в школе, что в колледже или техникуме. Раздел с таким название также является обязательным для сайта любой образовательной организации.

Во многом этот документ носит стандартизованный вид, очень похожий в разных образовательных учреждениях. Перекочевывает из года в год в малоизменяемом виде. И изучая эти сухие строчки со скучным перечислением различных предметов и их количества, даже профессионал вряд ли сможет оценить, чем оснащение учебного процесса в одном колледже или школе лучше, продуманней, чем у других.

Но, если взглянуть на эту задачу с правильной стороны, то оценить все же можно. Для этого не придется считать количество компьютеров, интерактивных досок, табуреток и квадратных метров и делить все это на количество школьников или студентов, а то, что получилось — сопоставлять с количеством преподавателей с помощью какой-нибудь хитрой функции. Достаточно выделить главное в заголовке статьи и правильно поставит акцент.

Ключ к правильному оснащению учебного процесса

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА! Вот ключ к сравнениям, сопоставлениям, и он же — инструмент будущего развития. Учебный процесс — это и есть альфа и омега образования. Все нужно оценивать и сверять через его призму.

Вот, к примеру, в одном колледже — дорогущий огромный пятикоординатный обрабатывающий центр с ЧПУ, а в другом — несколько обычных трехкоординатных фрезерных станков с ЧПУ и столько же токарных с ЧПУ. Директор первого колледжа сияет от гордости и дает интервью, что у его студентов есть возможность познакомиться с самыми продвинутыми технологиями металлообработки. И сам того не понимает, что «проговорился». Вот именно — «познакомиться». Ничего, кроме возможности «пустить пыль в глаза», за таким «оснащением учебного процесса» не стоит.

Как выглядит типовой учебный процесс?

Ведь как выглядит типовой учебный процесс в техникуме или колледже? Идут ежедневные рутинные групповые лабораторно-практические занятия, на которых необходимо на 4 часа единовременно загрузить работой 12−16 человек, как правило, слабо подготовленных и мотивированных на первых порах. И гигантский дорогущий обрабатывающий центр с ЧПУ годится в этом случае только для того, чтобы устроить очередное демонстрационное занятие. С большей пользой можно было бы учебный фильм про ЧПУ показать вместо лабораторной работы.

А в другом колледже занятия группы идут в лаборатории-мастерской (с учебными токарными и фрезерными станками с ЧПУ), поставленной в этот колледж компанией «Дидактические Системы» (ДиСис).

Рис. 2. Работа группы студентов на станках с ЧПУ компании ДиСис

Станки, конечно, поменьше, но это полноценные станки с ЧПУ. На каждом станке работает минибригада из двух студентов. У каждой минибригады индивидуальное задание, и в конце занятия они должны будут предъявить результат работы и его оценит преподаватель. Никаких созерцающих или сочувствующих, все заняты практической работой. И так — во всех учебных группах, изо дня в день по расписанию. Спрашивается, в каком колледже оснащение учебного процесса проведено эффективнее? Ответ очевиден.

Еще один показательный пример.

Сейчас в общеобразовательных школах повсеместно озаботились развитием уроков технологии. Уроки и раньше были, школьники на них занимались аппликацией, растениеводством, изучением какой-то мифической проектной деятельности и прочей виртуальщиной. Последнее время, наконец-то, озаботились тем, что надо бы ребенка познакомить с материальным производством. Все школы натащили к себе разнообразных станков, конструкторов и 3D-принтеров в качестве вершины производственных технологий.

Учебный процесс, как правило, довольно эклектичен. «А давайте, дети, понаблюдаем, как работать на токарном станке, а давайте изготовим детальку на 3D-принтере, а давайте… и т. д.». Дети, как правило, занимают место наблюдателей. Станок-то один, максимум два одинаковых, а детей — 25−30. Только что хоровод водить вокруг станков. Да и подпускать неумелого маленького человечка к станку страшно. И где выход?

Качественно новый уровень учебного процесса

Решение заключается в том, что преподавателям нужно понять, что современное оснащение учебного процесса позволяет реализовать программу школьного предмета «Технология» на качественно новом уровне. Новое качество получается тогда, когда ученик из урока в урок втягивается в настоящую производственную среду и находится в ней весь учебный год и следующий, и следующий. Речь идёт о настоящем производственном процессе: от разработки изделия, через различные стадии изготовления — до выпуска готового образца.

Компания ДиСис разработала комплексное решение и предлагает организовать учебный процесс на уроках технологии в школе в форме ДЕТСКОГО ЗАВОДА. Детский Завод — это и комплексная учебная программа для уроков технологии, и линейка специализированного юниорского оборудования для оснащения учебного процесса в школе. Завод хоть и Детский, но это — ЗАВОД! Налицо типовая заводская структура, где учебные средства скомпонованы так, что образуют отделы, бюро, производственные цеха и т. д. В каждом из этих подразделений есть технические и программные средства, а также оборудование для выполнения определенной технологической операции.

Производственные траектории

Регулярно работая на уроках технологии, ученик движется по определенной производственной траектории, проходя последовательный «путь» от одной технологической операции к другой, используя на каждой стадии специальное учебно-производственное оборудование, технические, программные и методические средства. В результате прохождения всего этого «пути» учащийся получает готовое изделие.

Если в самом общем виде описать оснащение учебного процесса и типовую производственную траекторию, то она будет выглядет так. Сначала ученик работает в «конструкторско-технологическом отделе», проектирует будущую деталь учится с нуля эскизировать, чертить руками, чертить на компьютере, создавать 3D-модели.

Далее он «переходит» в производственный цех. Изготавливает разработанную литейную модель на 3D-принтере, с ее помошью сам изготавливает литейное приспособление и выплавляет пластиковую заготовку будущей детали. Эту заготовку он обрабатывает последовательно на токарном и фрезерном станке. Это он может сделать двумя способами. Лучше сначала — на интерактивных токарном и фрезерном станках с системой «ACTIVE VISION», тем самым, осваивая работу на универсальных станках. После этого можно переходить к обработке таких же заготовок на настольных станках с ЧПУ.

И в завершение, уже в старших классах, траектория приводит в «сборочных цех», где изготовленные детали полноправно входят в сборочный комплект мехатронного модуля, который может управляться как командно, так и программно. Правильно работающий мехатронный модуль и есть конечная «продукция» Детского завода.

И всё это — в пределах школьных классов и лабораторий, своими руками, посильно и безопасно для школьников! Разумеется, учебная программа «Детский Завод» — очень гибкий инструмент. Преподаватели могут использовать фрагменты Программы, комбинировать их по своему усмотрению, выстраивая упрощенные или усложненные производственные траектории.

Выводы

Работу по оснащению учебного процесса нужно понимать не как нечто казенное и механистичное, а воспринимать как способ реализации продуманной на годы учебной программы, способной обеспечить современный уровень лабораторно-практических работ, заинтересовать и мотивировать учеников и студентов к освоению навыков настоящей производственной деятельности.