О создании инженерных классов в школе

Предпосылки и проблемы

Дети в современных условиях развиваются очень быстро, как и все сферы нашей деятельности, и задача ранней профориентации школьников заслуживает самого пристального внимания. Неслучайно развитию уроков технологии и дополнительному образованию детей решено уделять самое пристальное внимание — это фактически национальный проект на ближайшие 3−5 лет. Особо следует отметить создание инженерных классов на базе общеобразовательных школ и российское движение Молодые профессионалы (WorldSkills Russia), вовлекающее ребят от 10 до 17 лет в Мир Техники. На данный момент практической отлаженной модели инженерного класса нет — все пока в поиске.

Основные проблемы ранней профориентации школьников, на наш взгляд, следующие:

  • нет устоявшихся направлений подготовки детей, в том числе по возрастам;
  • нет примерных образовательных программ по каждому направлению подготовки;
  • нет понимания в оснащении классов для обеспечения учебного процесса;
  • и главное — нет преподавателей этих направлений, как и системы их подготовки.

Наша компания — Дидактические Системы — одна из немногих, кто системно работает в этом направлении. Нами разработаны методики подготовки ребят и преподавателей, учебные пособия и практические задания для учащихся. Большое внимание мы уделяем развитию направлений роботизации и промышленной автоматики, т. е. тем областям знаний, которые имеют значение для современной промышленности, а значит и для профориентации школьников. На нашем оборудовании и по нашим методикам работают школьники в Казани и Альметьевске, Калининграде и Липецке, Чебоксарах и Москве. Подали заявки на оснащение школы из Улан-Удэ, Новосибирска, Якутска и т. д.

Базовые направления подготовки учащихся в инженерных классах

При выборе направлений школьной профориентации мы исходим из того, что уроки технологии, как и инженерные классы, должны сформировать у ребят базовые технические знания о современных промышленных производствах. Это позволит учащимся получить представление о единстве мира техники и в дальнейшем определить собственные предпочтения в выборе профессии.

На наш взгляд, такие конкретные виды деятельности, как судо- и авиамоделизм, квадрокоптеры, автодело, фото и т. п. следует изучать в рамках кружковской деятельности и центрах детского технического творчества.

Итак, базовыми направлениями для инженерных классов являются:

Каждое из этих направлений подразумевает получение определенного комплекса знаний, умений и навыков. Например:

  • Черчение — умение читать и выполнять чертежи, знакомство с основами метрологии;
  • Компьютерная графика — закрепление знаний раздела «Черчение», изучение компьютерных графических программ, послойного проектирования, навыки работы с проекциями и изображениями изделий;
  • 3D-прототипирование — закрепление знаний раздела «Компьютерная графика», знакомство с конструкцией и принципом действия 3D принтеров, переход от виртуальных изображений к послойному изготовлению изделий;
  • Литейные технологии — изучение различных технологий литья (в песчаные формы, по выплавляемым моделям, с внутренней полостью). Позволяет изучить полный технологический цикл изготовления различных элементов. Например, школьник проектирует модель в CAD программе, изготавливает на 3D принтере макет, делает отливку и затем окончательную обработку на станке с ЧПУ.
  • CAD/CAM системы — закрепление знаний разделов «Компьютерная графика» и «Черчение», изучение основ 3D-прототипирования, знакомство со сквозным проектированием и материалами заготовок (пластик, дерево, металл), навыки работы с режущим инструментом, выбора технологии изготовления деталей (инструмент, траектория, режимы резания) на современном станочном оборудовании, освоение визуализации обработки;
  • Работа на станках с ЧПУ — закрепление знаний раздела CAD/CAM системы, практическая реализация полученных знаний по обработке материалов, закреплению заготовок и инструмента; именно на этих комплексах, успешно работающих в десятках организаций профобразования и учебных центрах, соревнуются ребята в рамках конкурса профессионального мастерства;
  • Основы промышленной автоматики и робототехники — это новый уровень широко известной детской робототехники, только с использованием промышленного оборудования, адаптированного под обучение. Здесь проходит последовательный переход в изучении систем управления и исполнительных механизмов от детской робототехники к полупромышленным установкам, знакомство с электро- и пневматическими приводами, релейными системами управления и использованию программируемых контроллеров; знакомство с проиышленными датчиками различных принципов действия (оптических, индуктивных, герконовых и т. д.);
  • Электротехника и электроника — знакомство с элементной базой, устройством и принципами действия современных микроконтроллеров и электротехнических устройств, наработка навыков проектирования электронных систем управления;
  • Электромонтаж — получение практических навыков безопасной работы и культуры соединений электроаппаратов и машин, зачистки электропроводов и прокладки электропроводки в кабельных каналах.

Наша компания ООО «Дидактические системы», опираясь на ваши возможности и пожелания, предложит детальные спецификации комплексного оснащения каждого направления инженерного класса, методическое сопровождение, программу и подготовку преподавателей в объеме от 32 до 108 часов.

Подготовка преподавателей по базовым направлениям

Отсутствие преподавателей с должной профессиональной подготовкой давно тормозит развитие не только дополнительного, но и профессионального образования в стране. Эту проблему первыми в стране взялись решать в Московском городском педагогическом университете. Совместно с ООО «Дидактические Системы» с января 2017 г. университет начал подготовку магистров по вышеназванным базовым направлениям. Кроме того, планируется вести курсы повышения квалификации для педагогов общего и дополнительного образований. С этой целью в МГПУ создан STEM-парк — технопарк нового типа на условиях ГЧП (государственно-частного партнерства). Государство (МГПУ) выделяет учебные площади, компьютерную инфраструктуру и преподавателей, а бизнес (фирмы-производители и поставщики) оснащают предложенные площади соответствующим учебно-лабораторным оборудованием, методическими материалами и технической поддержкой. Такое взаимодействие дает синергетический эффект и для образования детей, и для производителей учебного оборудования, на котором будут учиться преподаватели. Особенно важно, что предлагаемое оборудование уже прошло опробацию не только в центрах детского творчества, общеобразовательных школах, но и при проведении соревнований JuniorSkills. Так же к работе технопарка будут привлечены действующие преподаватели, уже имеющие опыт работы с вышеназванным оборудованием.

Таким образом, наши компании готовы предложить комплексный проект, разработанный с учетом многолетнего опыта повышения квалификации и переподготовке педагогов и работников промышленных предприятий. Кроме того, предлагаемая нами концепция инженерного класса основана на изучении самого современного учебного оборудования, как отечественного, так и зарубежного, а также технологий для общего и профессионального образований. Тем самым мы вместе обеспечим переход школьников на новый уровень подготовки, основанный на формировании у них системы знаний, умений и навыков, позволяющей осознанно сделать выбор технической профессии и дальнейшей профессиональной образовательной траектории.