Урок технологии — на Детском Заводе!

Часть II

Производственные траектории Детского Завода

Наш завод хоть и Детский, но это — ЗАВОД! То есть, он имеет типовую заводскую структуру, где учебные средства скомпонованы так, что образуют отделы, производственные цеха, участки внутри цехов и т. д. В каждом из этих подразделений есть оборудование, технические и программные средства для выполнения определенной технологической операции.

Под производственной траекторией понимается последовательный «путь» учащегося от одной технологической операции к другой, с использованием на каждой стадии специального учебного оборудования, технических и программных средств. В результате прохождения этого «пути» учащийся получает готовое изделие.

Производственная траектория может иметь простой линейный вид, когда, выполнив определенный вид работ в отделе или на участке, мы к нему уже не возвращаемся.

Но чаще производственная траектория имеет петлевую форму. Например, переместившись со сделанными чертежами в производственный цех, не следует считать, что мы распрощались с конструкторско-технологическим отделом. Напротив, в ходе продвижения производства нашего изделия, на каждом новом этапе необходимо проделывать дополнительную конструкторско-технологическому работу, как это и происходит на настоящем производстве.

Краткое описание основных траекторий «Детского завода» представлено в брошюре «Базовое методическое пособие по Образовательному комплексу „Детский завод“. Москва. 2019, 34 стр.». В брошюре изложена уровневая система организации такой учебной технологии в школе. Если коротко изложить суть этой системы, то она такова.

Первый уровень подразумевает работу в конструкторско-технологическом отделе и в производственном цехе на участках 3D-прототипирования, литейном и механообработки на интерактивных токарном и фрезерном станках с системой «ACTIVE VISION».

Структурная схема организации Детского Завода первого уровня

Первый уровень вполне по силам пятиклассникам.

Учитель может гибко облегчать задания для этого возраста, заменяя отдельные проектные операции на готовые решения (они приведены в методических материалах для преподавателя, входящих в комплект поставки). Работа на оборудовании безопасна, понятна и посильна для детей. Производственная траектория линейная, одномерная, последовательная. Тем не менее, в конце траектории получается готовое изделие.

На Детском Заводе второго уровня, во-первых, проектирование ведется полноформатно, готовых решений для учащегося нет.

Во-вторых — производственная траектория приобретает петлевую структуру, когда ученик на этапе работы на производственном участке вынужден возвращаться в конструкторско-технологический отдел для дополнительного проектирования технологических операций.

Структурная схема организации Детского Завода второго уровня

И, самое главное, — Второй уровень включает (дополнительно к Первому уровню) работу на участке механообработки на токарном и фрезерном станках с ЧПУ.

А это уже качественный скачок в производственной траектории, поскольку учащиеся на практике знакомятся не только с азами механической обработки, но и напрямую используют в своей работе современные методы, которые называются «сквозные CAD/CAM-технологии проектирования и изготовления деталей на станках с ЧПУ».

По сути, «Детский Завод второго уровня» является базовым рекомендуемым комплектом для обеспечения уроков технологии в школе по программе «Детский завод». На его основе можно вести современные комплексные уроки технологии, начиная с пятого класса и кончая старшими классами.

Третий уровень подразумевает существенное усложнение производственной траектории.

На участках механообработки может изготавливаться уже не одна, а несколько разных деталей. К работам Второго уровня добавляется проектирование мехатронного модуля, в состав которого входят изготовленные учащимися детали, и его монтаж и наладка в сборочном цехе.

В сборочном цехе учащемуся понадобятся знания, а главное — практические навыки в следующих областях:

  • пневмоавтоматика;
  • программируемые логические контроллеры (ПЛК);
  • электромонтаж.

Структурная схема организации Детского Завода третьего уровня

Это все вполне посильно для школьников, но практика показала, что освоение этих технических направлений непосредственно в сборочном цехе, в ходе практической сборочной работы, не приводит к положительным результатам. Учащиеся испытывают трудности, поскольку не знают элементной базы мехатронных систем и плохо представляют себе взаимодействие различных элементов.

Поэтому, перед тем, как приступать к сборке мехатронного модуля, будущим сборщикам целесообразно пройти подготовку на специальном производственно-тренажерном полигоне Детского завода, на специальном учебном оборудовании, где они в короткие сроки получать в необходимом объеме эти навыки.

На полигоне присутствуют два вида стендов-тренажеров: «Основы пневмоавтоматики», «Основы электромонтажа».

Учащиеся на тренажерах с азов осваивают работу с отдельными элементами мехатронных систем, в доступных пределах изучают их устройство и взаимодействие. Работают они с настоящими промышленными пневматическими и электрическими аппаратами и элементами — именно с такими, какие входят в комплекты мехатроники, которые им предстоит собирать на завершающем производственном этапе.

Как мы подчеркивали в предыдущей статье (Часть I), программа «Детский Завод» - это очень гибкий инструмент. Учителя могут использовать фрагменты Программы, комбинировать их по собственному усмотрению, выстраивая упрощенные или усложненные траектории. Важно, чтобы для любых производственных траекторий учитель имел полноценное МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Это и будет темой нашей следующей статьи.

Кандидат технических наук

Маландин Геннадий Юрьевич